+34 669 251 991
Путеводитель Знаменитые люди

Хоан Миро

Хоан Миро (Joan Miro), «Самое красивое перо на шляпе сюрреализма» — именно так назвал испанского художника основатель течения Андре Бретон.

Родился Хоан в Барселоне, столице Каталонии, в 1983 году. Его отец был ремесленником, часовщиком и мечтал сделать из своего отпрыска успешного бухгалтера. Но единственный предмет, который увлекал Хуана в общеобразовательной школе, был рисование. Сначала он упросил отца учится в школе ремесел, а после и в художественной.

Бурная жизнь столице Каталонии пробудила в Миро интерес к открытиям в изобразительном искусстве. В начале своего творческого пути, в поисках собственного художественного языка он колебался от вполне реалистической манеры до усвоения приёмов живописи Сезанна, Ван Гога, Матисса, экспрессионизма и кубизма. В 1918 г. в Барселоне состоялась первая персональная выставка художника.

В 1919 году Миро удалось осуществить свою мечту — он попал в Париж. В апреле 1921 г. здесь прошла персональная выставка Миро, поддержанная знаменитым земляком — Пабло Пикассо.

В 1924 году Миро был принят в группу сюрреалистов. С 1925 г. И впоследствии каждый год уже с неизменным успехом проходили его персональные выставки, но и в совместных мероприятиях сюрреалистов Миро участвовал охотно. В его картинах появлялись удивительные формы, похожие на амёбы, которые витали в пустом пространстве, двоились, менялись и растворялись.

Поездки в Монтройч в 1926-1927 гг. привнесли в его живопись новую ноту. Картины Миро стали менее загадочны.

После очередного путешествия, на этот раз в Голландию, посещение музеев этой страны одарило Хуана Миро новой темой — в своей яркой, упрощённой, линеарной манере он создал несколько изящных вариаций на темы классических полотен.

Со второй половины 30х годов с картин Миро исчезает обычная для него мирная интонация. Он начинает предчувствовать трагические события и после начала гражданской войны в Испании сознание художника переполняется оскаленными монстрами, отталкивающими личинами. Все они, вопящие, корчащиеся, угрожающие и страдающие, воплощались в его работах. Способность улыбаться миру Хуан обрел только после почти годового общения с природой. С августа 1939 по май 1940 г., Миро провёл на море, живя в уютных прибрежных апартаментах. После этого птицы, женщины, созвездия вновь населили его картины.

Волнистые линии и выразительные пятна-кляксы подчас воспринимаются как абстрактные элементы композиции, но Миро всегда опровергал такое понимание (вернее, непонимание) своего творчества. «Для меня форма никогда не бывает абстрактной, — говорил художник. — Она всегда — звезда, человек или ещё что-нибудь».

В 1972 году вышел специальный номер испанского журнала «XX век» целиком посвященный великому художнику. В котором Эжен Ионеско писал: «Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что все освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным. Вам приходилось видеть как работает Хоан Миро, этот радостный счастливый человек, ощущающий себя создателем в любой из моментов, когда он рисует, делает наброски, что-то конструирует, рассказывает или напевает? Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлет. Это довольно редкое явление — находится в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии. Каждое из произведений Миро — это танцующий сад, поющий хор, опера, расцвеченная цветами, рождающимися в лучах света. Это мир — одновременно мимолетный и в то же время совершенно реальный. Сочность красок придает ему соответствующий акцент, содержательную выразительность. Чистейшую эмоциональность, немного ироничную, лишенную притворной слащавости. Этот дар — милость божия.»


ИспанияАндорра

Оставить заявку

не выбрано
не выбрано
Отправить